При установке фаркопа большинство автовладельцев сталкиваются с необходимостью подключения электрики. Даже если прицеп используется редко, наличие исправной электросхемы — обязательное требование безопасности и законодательства. Электрический разъем обеспечивает передачу сигналов от автомобиля к прицепу: поворотники, габаритные огни, стоп-сигналы, а в некоторых случаях — питание дополнительного оборудования.
Зачем нужен разъем на фаркопе
При буксировке прицепа или другого оборудования водитель обязан обеспечить работоспособность всех внешних световых приборов, как на машине, так и на сцепленном транспорте. Без этого движение с прицепом считается нарушением ПДД, а при ДТП страховка может не покрыть ущерб. Электрический разъем решает несколько задач:
– передает сигналы поворотов, габаритов, стоп-сигналов и заднего хода;
– обеспечивает питание для подсветки номерного знака и габаритных огней прицепа;
– в 13-контактных системах — подает ток на холодильники, зарядные устройства, электроподъемники и т.д.;
– обеспечивает безопасность: при движении другие участники видят сигналы торможения и поворотов прицепа.
Таким образом, установка электрики на фаркоп — не опция, а необходимость, особенно если вы планируете использовать прицеп в темное время суток или на трассе.
Типы разъемов: 7 или 13 контактов
В России и Европе используются два стандарта разъемов:
1. 7-контактный разъем (ISO 1724)
Это наиболее распространенный вариант. Он передает базовые сигналы:
– левый и правый поворот;
– габаритные огни;
– стоп-сигналы;
– задняя противотуманка;
– масса (общий минус).
Этого достаточно для легких и среднетоннажных прицепов, велоплатформ и грузовых тележек. Обычно устанавливается на легковые автомобили.
2. 13-контактный разъем (ISO 11446)
Более современный стандарт, который обеспечивает не только передачу световых сигналов, но и питание дополнительного оборудования. Например:
– зарядка аккумулятора прицепа;
– питание холодильника или освещения в жилом прицепе;
– отдельный контур для заднего хода.
Этот разъем незаменим для кемперов, автодомов и прицепов с активными функциями.
Как подключить электрику к фаркопу
Перед началом подключения необходимо определить, есть ли в автомобиле штатный разъем для электрики фаркопа. В новых моделях часто предусмотрен отдельный выход — достаточно установить жгут с подходящим разъемом.
Если такого выхода нет, придется подключаться к проводке задних фонарей. Для этого потребуется:
– комплект жгута фаркопа (7 или 13 контактов);
– блок согласования (для автомобилей с системой CAN-шина);
– тестер или контролька;
– набор инструментов, термоусадка, изолента.
Пошаговая инструкция:
- Снимите обшивку багажника, чтобы получить доступ к проводке задних фонарей.
- С помощью тестера определите, какой провод за что отвечает: левый и правый поворот, стоп-сигнал, габариты, масса.
- Подключите провода жгута фаркопа к соответствующим цепям с помощью специальных клипс, пайки или клемм. Обязательно заизолируйте каждое соединение.
- Установите блок согласования, если требуется (особенно важно на машинах с диагностикой ламп). Этот блок защищает бортовую электронику и обеспечивает правильную работу всех цепей.
- Закрепите розетку на фаркопе, обычно на специальной пластине или кронштейне. Убедитесь, что она защищена от влаги и грязи.
- Проверьте работу системы с помощью прицепа или тестера: сигналы должны дублироваться на прицепе синхронно с автомобилем.
Возможные ошибки и подводные камни
– Отсутствие блока согласования может привести к ошибкам на приборной панели или перегоранию предохранителей.
– Подключение без схемы нередко вызывает путаницу и неправильную работу светотехники.
– Слишком тонкие провода не выдерживают нагрузки при питании дополнительного оборудования.
– Разъем без защиты от влаги быстро выходит из строя при плохой погоде.
Чтобы избежать проблем, стоит использовать фирменные комплекты с полной маркировкой, а при сомнениях — обратиться к автоэлектрику.
При подготовке статьи частично использованы материалы с сайта mnogofarkopov.ru — фаркоп с электрикой
Дата публикации: 3 июня 2022 года